Расписные ковры

«БУКЕТ В ВАЗЕ» автор неизвестен, 1945-1950 г.

Расписные ковры известны в Беларуси с конца XIX века, но наибольшее их распространение произошло в 1930-х – 1950-х годах. В это время деревни активно перестраивались, менялся интерьер крестьянских домов, но неизменным оставалось стремление к красоте. Если в зажиточных домах были гобелены, ковры и картины, то в деревенских домах появились расписные ковры – похожие по мотивам декора и композиции, но значительно дешевле и менее трудоемкие. Обычно создавались ковры на самотканом льняном полотне или клеенке. Для большого ковра сшивали два полотнища, ковры поменьше создавали из одного полотнища, и совсем небольшого размера макатки – из половины полотнища. Рисунок наносился кистью, а также с помощью вырезанных вручную из картона, резины или картофелины трафаретов. Существовала и смешанная техника: изображение по центру ковра рисовалось, а бордюр наносился трафаретом. Художники-самоучки для работы использовали масляные или клеевые краски, которые сами и изготавливали.

«МУЗЫКАНТЫ» автор неизвестен, 1930-1939 г.

На окрашенном в черный цвет полотнище изображали растительно-орнаментальные, сюжетно-тематические композиции. Ковер заказывали в качестве подарка на свадьбу, к рождению ребенка и на другие праздники. Довольно часто рисованные ковры были частью приданого, поэтому в роли заказчицы выступала невеста и на ковре были ее инициалы, а вот имя мастера могло не сохраниться. Обычно в каждой деревне, а то и в округе выделялись 1 – 2 художника-самоучки, для которых рисование ковров было дополнительным заработком.

Ковры в доме вешали «к счастью», хотели иметь свой маленький рай, и мастера создавали на холсте идиллическую картину мира согласно собственным представлениям и фантазиям. В качестве сюжетов использовались образы растительного и животного мира, лирические композиции. Иногда художники-самоучки при создании рисованных ковров заимствовали сюжеты с картин профессиональных художников.

О том, что маляванки были востребованы у населения, свидетельствует то, что в середине 1950-х годов появляются подобные ковры фабричного производства. Однако их художественный уровень был значительно ниже расписных ковров народных художников.

Белорусские расписные ковры, которые вначале выполняли исключительно декоративно-прикладную функцию, сегодня – общепризнанное историко-художественное наследие нашей страны, шедевр наивного искусства.